Asian Fantasy

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Asian Fantasy » Япония » Чайная церемония>>


Чайная церемония>>

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Думаю каждый из Вас знает, что Япония - это не обычная страна, а маленький уголок рая. Влияние буддизма и дзен воспитали в японцах чувство прекрасного и привержанность традициям. Они присутствуют в любом ритуале, церемонии, даже в каждом блюде есть своя особая прелесть. Особенно трепетно японцы относятся к чайной церемонии. Это как маленькая религия, наполненная очарованием, изяществом и величием.

Начало употребления чая в Японии было примерно в VII—VIII веках нашей эры. Считается,что завезли его буддийские монахи, для которых чай был особым напитком, употребляемым во время медитации и который подносили Будде. По мере того, как влияние буддизма распространялось на политическую и культурную жизнь страны, распространялось и употребление чая, положив основу чайной церемонии.

Участие в действе принимают устроитель церемонии и приглашенные, от 1-го до 5-ти человек. Церемония проводится в специально оборудованном месте - чайном домике (тясицу) и состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.

Видов проведения чайных церемоний много, но из них выделяют только 6 основных:

-Ночьная церемония. Начинается незадолго до полуночи, а заканчивается не позднее четырех часов утра. Проводится при свете луны, листья чая перетираются в ступе во время церемонии и завариваются очень крепко.
-На восходе солнца. Церемония проводится с трех-четырех утра и заканчивается в шесть утра.
-Утренняя церемония. Проводится обычно летом, когда утро является наиболее прохладным временем суток. Начинается около шести утра.
-Послеобеденная или действо со сластями. Церемония проводится около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
-Вечерняя церемония начинается около шести часов вечера.
-Специальная (риндзитяною) церемония проводится по случаю какого-нибудь праздника, особого события, специально организованная встреча друзей или коллег.

Чайная церемония проводится в специально отведенном месте. Обычно это небольшая территория, окруженная забором, войти на которую можно через масивные ворота, которые открывают перед церемонией во время сбора гостей. За этими воротами находятся несколько строений и чайный сад, расположение которых зависит от месности и вкуса хозяина, который старается создать наиболее гармоничный ансамбль и впечатление "продолжения природы".
Весь "чайный комплекс" состоит из павильона, где собираются гости перед началом церемонии; прихожей, где можно оставить вещи и сменить обувь; чайного сада, где находится основное строение - чайный домик, и дорожки к чайному домику.

Чайный сад (тянива) небольшой, все его элементы подбираются так, чтобы создать атмосферу умиротворенности и спокойствия. Тут высаживаются вечнозеленые кустарники, бамбук, сосны, кипарисы, поэтому в ясную погоду тут можно укрыться от солнца. Имитируя природный беспорядок, тут вылаживаются камни, поросшие мхом и ставятся старинные фонари, которые зажигаются во время проведения ночьной церемонии. Свет от них должен быть не ярким, лишь освещать дорогу и не привлекать к себе внимания присутствующих.
http://s47.radikal.ru/i117/0910/be/0ab45108bda3.jpg

Дорожка к чайному домику (родзи) тоже заслуживает отдельного описания. Она выложена из обычных природных камней разной величины и формы и больше похожа на горную тропу, чем на обычный тротуар. Родзи буквально переводится как "земля, покрытая росой", что имеет под собой историческую подоплеку - в давние времена, дорожку устилали листами бумаги, чтобы одежды правителя не намокли от росы.
В конце родзи находится каменный колодец, из которого гости берут воду для ополаскивания рук и рта.
http://i006.radikal.ru/0910/9a/8927acb8ecb1.jpg

Чайный домик (тясицу) является основой воплощения в чайпитии принцыпа "ваби" - естественности и простоты. В нем не должно быть ничего резкого, нарочито выделяющегося. Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведет узкий и низкий вход. Он символизирует равенство всех присутствующих, не зависимо от их социального статуса, ведь для того чтобы зайти все кланяются одинаково низко. Так же есть историческая причина - в такую дверь самураи не могли пронести свои мечи и оставляли их за порогом, что символизирует отрешение от всех проблем и тревог на время чаепития и сосредочености на самой церемонии.
http://s42.radikal.ru/i095/0910/12/9079e5c5fe55.jpg

Внутреннее убранство домика очень простое - стены отделаны серой глиной, пол застлан татами. Самая важная часть домика - токонома. Это ниша напротив входа, куда перед церемонией ставится курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, которое чайный мастер (хозяин церемонии) подбирает подбирает отдельно к каждому случаю. Никаких других украшений, кроме разве что картины самого мастера на стене, не допускается. В центре комнаты ставится бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме "долины с двумя реками", на него кладутся угли и разводится огонь.
http://s61.radikal.ru/i173/0910/21/df6b675f37fb.jpg

Посуда должна составлять между собой единый художественный ансамбль. Это не подразумевает под собой однообразия, но ни один из предметов не должен резко выделаться среди других. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. «Старый» вид утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии.
http://s40.radikal.ru/i090/0910/b6/58b209a48fad.jpg

Перед церемонией гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.
Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Переход через чайный сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным — он символизирует удаление от суеты, отход от повседневности, отрешение от обыденных забот, тревог и неприятностей. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного.

В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После сдержанного взаимного приветствия гости подходят к находящемуся тут же каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту.

После омовения гости проходят в чайный домик и располагаются там.
На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь должен обратить внимание на нишу напротив входа — токонома. Перед приходом гостей хозяин вывешивает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему, которой посвящается церемония, и передаёт душевное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.

Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место — напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы: деревянная шкатулка с чаем, чаша и бамбуковая мешалка. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки — лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать. В последнюю очередь подаются «омогаси» — сласти к чаю.
После кайсэки гости на некоторое время выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться к основной части церемонии — совместному питью густого чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на тябана - композицию цветов и/или веток. Композиция составляется по принципу единства контрастов, например, это может быть сосновая ветвь, как символ прочности и долговечности, с цветком камелии, символизирующим нежность в цветочном букете.

Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Гости вновь собираются в чайном домике, где хозяин приступает к приготовлению чая. Весь процесс проходит в полном молчании. Все внимательно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипающей воды, струй пара из котла, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и утварью. Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая. Все движения в этом процессе строго выверены и отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции.
Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя). Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.
Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.
С этого момента начинается следующая стадия церемонии — хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сласти. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз.

По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.

Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.

Надеюсь я не слишком утомила Вас таким длительным чаепитием. Если что не та, простите, я только учусь))) До следующей встречи за чашечкой чая)))
http://i047.radikal.ru/0910/5e/395807066a9f.jpg

Отредактировано *Queen of the Ice* (10-10-2009 16:35:11)

0

2

Предпоследний абзац...
Интересен ход самой церемонии, лично мне, как чисто постороннему зрителю это кажется странноватым, но, довольно таки, познавательная статья.
Уже хочется поучаствовать**

0

3

Kasumi, угу, мне тоже, очень-очень хочется. Мне кажется это выглядит очень красиво)))
Я весь инет обрыла, чтобы собрать в одно целое все кусочки о ней))) к сожалению картинок красивее не нашлось

Отредактировано *Queen of the Ice* (10-10-2009 16:50:59)

0

4

Лично по мне - картинки удались.
Хочу на послеобеденную церемонию ^____________^

0

5

Kasumi, хех, а я хотела бы на ночьную))) тишина и свет луны... красотища))))

0

6

*Queen of the Ice*, там сладостей не дают =(

0

7

Kasumi, я не ем сладкого почти, поэтому мне как-то все равно)))

0

8

*Queen of the Ice*, я их тоже особо не люблю, но само слово "тортики" меня завораживает *______*

0

9

Kasumi, а кто сказал что это о тортиках? вообще-то там подаются традиционные японские сладости *и это не тортики*, правда из чего они и как называются сейчас не скажу...

0

10

*Queen of the Ice*, ассоциативное мышление: сладости = тортики ^ ^'''

0


Вы здесь » Asian Fantasy » Япония » Чайная церемония>>


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC